В прошлом успешный бизнесмен и совладелец Совкомбанка, Василий Клюкин сегодня один из немногих современных российских скульпторов, завоевавших международное признание вслед за «Теорией обратного взрыва» в Барвихе. А сейчас он готовит свой сильнейший арт-объект – 413 (Big Ego), который вот-вот будет представлен широкой публике в «Москва-Сити».
В преддверии открытия вашей выставки в «Сити» расскажите, чем удивите ещё большее количество профессионалов искусства и смелых декораторов, чьи взгляды прикованы к вашему творчеству после «Теории обратного взрыва» в Барвихе и тем более после выставки в Русском музее?
Событие, которое я жду больше всего, – «Арт-Базель». Там будет выставлен мой сильнейший на сегодня арт-объект – 413 (Big Ego). Но благодаря тому, что «Базель» переносят на сентябрь, я смогу эту работу показать и в Москве, куда параллельно в «Город столиц» частично переедет выставка «Теория обратного взрыва». А так в этом году ещё музеи Австрии, Германии и Испании, галерейные выставки в Гонконге и Монако. Я принимаю риски того, что эти события могут быть отменены из-за вируса: моя интуиция говорит, что бояться нечего.
С кем именно из партнёров вы задумали свой новый проект и где будет проходить выставка?
Я предложил выставку Павлу Тё, и он поддержал проект. Его башня самая полноценная с точки зрения арта плюс самая проходимая. По сути, «Город столиц» – это главный вход в «Москва-Сити». Я уверен, что теперь все холлы всех башен будут ретиво заполняться искусством.
В какой масштабности отдельных скульптур в этот раз соединятся в симбиозном экстазе архитектура, дизайн и современные технологии? Помню, когда открывали «Ритц» в Москве, на высоту в несколько десятков метров подвесили новенький Bugatti…
Самый архитектурно сложный мой проект даже не 10-метровый Why People can’t Fly, а Crypto 413 (Big Ego). Большая, мощная абстракция, не потерявшая эстетики. В названии отзеркалено число пи – цифровая бесконечность.
Также ошибка 413 в Сети – «слишком большой запрос отправлен на сервер».
С учётом размера, парусности, 2,5 тонны веса, стоящих на одной точке под углом и без опоры, это было зловещее предзнаменование.
Но меня оно только раззадорило.
Диск собран из более чем 1000 деталей – конструкция, которую без инженерной составляющей моего сознания представить и построить невозможно. Что касается предзнаменования – Вселенная на самом деле не ставит нам пределов, но иногда ставит психологические барьеры, которые можно преодолеть, только «сожрав» свои страхи, с хлопком преодолевая скорость звука.
Прогуливаясь по страницам Saatchi Art, я вижу отражение пандемии в искусстве уже за сотню тысяч заокеанской петрушки, как и в столичных галереях, таких как Askeri или Jart. А ведь это модель современного соцреализма, сталкивающая умы столь прозрачного арт-бизнеса в той же Швейцарии. Как вы прокомментируете философию этих мыслей, где вместо красного флага – белый с победой над «короной» в Первой мировой биологической войне?
Искусство имеет возможность как отражать и создавать настроение, так и направлять его. Окончание пандемии – это то, чего сейчас люди жаждут больше всего, обнадёживающие работы на эту тему очень нужны.
Я пандемию в своём творчестве игнорирую – это тоже способ борьбы с ней. В моём арте – будущее. А раз есть будущее, то нечего бояться настоящего.
Каких современных авторов для своей коллекции сегодня выбираете вы сами?
Перед Венецианской биеннале я продал все свои ликвидные работы, кроме подаренных, и вложил деньги в собственную выставку. Но сейчас у меня формируется новая коллекция – работы, которые я получил в обмен на свои. Там есть Пьер Бонфи, Сергей Жуков, Хулио Ларраз, Франческо Клементе, Энди Уорхол и другие. Сейчас веду переговоры с Тоби Цвейгером и мечтаю о Йонас Бургерт
Какую конверсию вы ждёте от поклонников вашего искусства в будущем?
Если честно, не жду никакой. Правильнее сказать – нет ожиданий. Я делаю то, что мне нравится, и мои работы свежие, смелые и масштабные. Я получаю от их создания удовольствие плюс много восторженных отзывов, это важнейшее топливо для моего творчества.
Кстати, проект машины для сортировки пластикового мусора реализовался? Я вообще считаю, что пластиковые пакеты пора запретить, это действительно катастрофа…
Нет. Не срастается экономика. А без этого, к сожалению, ничего не будет работать. Но я не забросил идею. В пластиковых пакетах нет вреда, если их сортировать. Вообще, если пластик сортировать, то никаких проблем с ним нет – идеальный материал.
В каких направлениях ещё проявится бренд «Василий Клюкин» в будущем и при чём здесь театр?
Скорее мне вредит многогранность. Архитектура, дизайн, художественная литература, мультфильмы, скульптура – я распыляюсь в творчестве. Так что не планирую больше ничего. Но и не исключаю.
Более подробно о Василии Клюкине: vasilyklyukin