ВЫБРАТЬ ГОРОД:

ВЫБРАТЬ ГОРОД:

Екатерина Белявская & галерея FINEART

Одна из самых успешных художниц России – Екатерина Белявская, которая активно продаётся на главных арт-площадках как внутри страны, так и за её пределами, – невероятно растёт в цене. Её работы представлены в коллекции Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже и в серьёзной и легендарной галерее FINEART в Москве.

 

 

Работы Екатерины Белявской красочны и детализированы, будто иллюстрации к театрализованному представлению, которые предназначены для того, чтобы часами расшифровывать тайные характеры и истории: «Красная Шапочка» (2007), «Сказки матушки Гусыни», «Песнь песней» (2004), «От Уальда до Соломона» (2005) говорят сами за себя, а работы серии 2016 года, такие как «Королевские пешки – чёрные», открывают двери светскому истеблишменту в Страну чудес Льюиса Кэролла. В 2025 году Екатерина Белявская совместно с галереей FINEART представила на «Арт Россия» невероятную картину в технике лентикулярной печати «1700 световых лет вперёд» из серии «Космическая королева, или Вселенная рококо», которая вызвала не просто восторг, а настоящий ажиотаж!

Екатерина, начнём с самого начала. Как ваши родители повлияли на вас как на художника? Было ли в семье место искусству или вы сами прокладывали этот путь?

Мои родители оказали на меня огромное влияние. Без их поддержки и терпения я бы не стала художницей. Они никогда не пытались меня переубедить, а наоборот, познакомили меня с моими первыми наставниками, всегда поддерживали и вдохновляли. Родители долгое время помогали мне и материально – ведь все понимают, что художник начинает зарабатывать совсем не сразу: сегодня у тебя что-то есть, а завтра – ни копейки. Мой отец, Юрий Белявский, был выдающимся журналистом и главным редактором газеты «Культура». Моя мама работала патентной поверенной. Нам с сестрой повезло вырасти в семье, где понимают, как важны книги, театры, классическая музыка, музеи и  то, что вот здорово будет водить ребёнка в клуб юных искусствоведов при Пушкинском музее, например. И всё, чего я добилась, – это в первую очередь благодаря своим родителям. Я сверхблагодарна им.

Вы получили образование в России. Расскажите о преимуществах и знаниях, которые вы получили.

Я расскажу о том человеке, который всю мою жизнь с детства поддерживал и вёл меня. Это мой учитель – Борис Аркадьевич Диодоров. Он не просто учил меня рисовать – он формировал моё мировосприятие. Это был Учитель с большой буквы: Борис Аркадьевич показывал, как смотреть на вещи с разных сторон, объяснял, как работает цвет, что значит почувствовать предмет. Он научил меня верить в  себя, не сомневаться в своём таланте. Диодоров был не только педагогом, он был действительно одним из самых выдающихся советских художников. Он создал иллюстрации к произведениям X. К. Андерсена, С. Лагерлёф, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, А. Милна и др. И то, чем мы и сейчас можем гордиться, – это школа, которой нет ни у кого больше. У нас в стране по сей день сильнейшая в  мире академическая база. Она требует невероятной дисциплины и строгости, но именно благодаря этому классическому образованию наши художники, особенно рисовальщики, технически остаются на голову выше любого другого художника.

Был ли момент, когда вы почувствовали: «Теперь я – художник»?

Нет. И, честно говоря, до сих пор не почувствовала. Каждый день меня кто-то выгоняет из художников. Не знаю, кто эти люди, – они живут у меня в голове.

Да, я видела гигантский мурал с моими работами, да, я видела мои работы в музеях, галереях, на множестве выставок. Я видела клинику «Хадасса», полностью оформленную моими иллюстрациями. Видела Москву, украшенную моими новогодними картинками. Метро с моими сюжетами. Но у меня никогда не было ощущения, что вот теперь я настоящий художник. И, возможно, именно в этом – моя движущая сила. В какой-то степени отсутствие этого ощущения даёт мне стимул к развитию.

В ваших работах большое место отведено теме космоса? Что он для вас значит?

Космос – одна из моих самых любимых тем. Космос часто появляется в моих работах. «Прекрасное далёко», «Барбара», «Антуанетта в  космосе» и другие – все эти серии объединяет одно пространство. Мне также близки темы подводного мира, леса – люблю, когда человек вырывается в отдельную стихию. Космос в этом смысле – это что-то абсолютно новое. Это возможность соприкоснуться с чем-то, чего на Земле просто не существует. Это пространство, наполненное надеждой, ожиданием чуда, тем, чего ещё не было и что никто прежде не видел. Космос – это радость первооткрывателя.

 

Это притяжение или это было всегда?

Это было всегда. Я начала рисовать раньше, чем начала говорить. Если посмотреть мои детские и подростковые работы – темы, образы, стилистика – всё это там уже есть. И за многие годы это практически не изменилось. Я не могу объяснить, почему именно лес, подводный мир, башни или космос, но я всегда это рисовала. Это было и остаётся частью меня. Наверное, это и есть главное – я никогда не отступала от себя. Я не несу в своём искусстве чужое. Я не создаю то, что «надо». Я создаю то, что по-настоящему интересно мне. Даже работая на заказ, я стараюсь вложить в это что-то своё, сделать так, чтобы тема зажгла меня изнутри. Советский дизайн – это тоже одна из тем, которая всегда была со мной. Эта эстетика, в которой я выросла, и я её искренне люблю. Думаю, тут меня многие поддержат. И я благодарна за то, что могу через неё говорить со зрителем. Ведь всё, что тебя окружает в детстве, – это культурные коды, это маленькие кусочки мозаики, из которых складывается твоя личность. Для меня советский визуальный код – моя личная посылка из детства.

Беседуя о вашем пути, нельзя не спросить про Марину Образцову, основательницу галереи FINEART. Как вы познакомились с Мариной и какую роль она сыграла в вашей жизни?

Если и был момент, когда я приблизилась к осознанию себя как настоящего художника, то это произошло, когда я встретила Марину Образцову, основательницу FINEART GALLERY, и Ирину Филатову, куратора галереи. До этого я была совсем вне арт-среды  – работала на телевидении и не чувствовала себя частью какого-то творческого сообщества. И вот появляются люди – настоящие, живые, классные, которые вдруг дают тебе понять: ты – художник. Это невероятное ощущение. И когда меня пригласили в одну из лучших галерей Москвы и России, я, конечно, испытала незабываемый восторг. И за это я бесконечно благодарна. Галеристы – это вторая семья для художника. Они поддерживают, направляют, заботятся, утешают, воспитывают и верят в тебя, даже когда ты сам сомневаешься. Я часто шучу, что есть две меня: Катя Белявская – вменяемая, дружелюбная, та, с которой всем приятно общаться. И есть Катькахудожник – капризное, невыносимое существо. И вот Марина Образцова – это тот человек, который умеет работать именно с Катькойхудожником. И благодаря Марине, Ирине мне стало легче поверить в себя. Это не только про выставки или продажи. Это про внутреннюю устойчивость. Когда ты знаешь, что есть люди, которые не просто рядом, а в тебя верят, – это даёт невероятную силу.

Какая миссия у вашего искусства?

Мне кажется, в изобразительном искусстве всегда есть два подхода. Одни художники стремятся вызвать у зрителя сильные, часто негативные эмоции: шок, страх, тревогу. Другие – наоборот, хотят дарить радость, тепло, свет. Очень часто настоящими, «великими» художниками считают тех, кто говорит о тёмной стороне жизни. Но я думаю иначе. В мире и так слишком много боли и страха. Я не считаю, что делаю «милые» картинки без смысла, – за моими работами стоит большее. Мне важно, чтобы зритель увидел в картине надежду. Всегда есть шанс, всё можно переосмыслить, всё можно изменить. Есть другой взгляд, другое чувство. И если ты его найдёшь – ты справишься. Вот, наверное, в этом и есть суть моего творчества.

Расскажите о ваших техниках?

Мне всегда было невероятно интересно пробовать новые техники. Особенно те, с которыми до меня почти никто не работал. Ещё в самом начале я начала использовать акрил, контуры, маркеры – вещи, которые тогда считались нестандартными для живописи. Например, серия с императрицами Циси – все эти объёмные элементы сделаны с помощью контуров. А тогда это были краски исключительно «для рукоделия» – роспись платков, декор. Но они давали потрясающий объём, объёмные линии, и для живописи это открывало совершенно иное измерение. Я всегда искала необычные медиумы. Когда я узнала о лентикулярной печати – для меня это было как вспышка из детства: сразу вспомнились открытки, которые моргали или двигались, если на них посмотреть под другим углом. По сути, лентикулярная печать – это короткая двухфазовая анимация. Маленький мультфильм, зависший в воздухе. Это 3D-объект, который живёт на стене и как будто выходит за пределы пространства. Для меня это настоящее счастье, восторг.

И это здорово, по итогу сформировался стиль, и все-таки что ещё на него повлияло?

Я сама до конца не знаю. Если бы Обри Бердсли и Энди Уорхол встретились, поженились и у них бы родился ребёнок – возможно, это была бы я. Ну, я на это надеюсь. С Бердсли у меня была любовь с первого взгляда. Точно так же – с Уорхолом. И за обе эти встречи, влюблённости я бесконечно благодарна маме. Именно она рассказывала мне о них, показывала их работы, дарила книги.

То есть вы не разрабатывали этот стиль сознательно?

Нет. Каждый день я вижу что-то новое, что-то открываю, что-то во мне меняется. Есть такое понятие, как насмотренность. Ты впитываешь визуальные образы, фильтруешь их через себя – и постепенно в тебе зарождается что-то своё.

Кто ещё из художников вам близок?

Боттичелли очень люблю. За лёгкость, за цветы, за бабочек, за красоту и свет. Даже в его поздних, более мрачных работах всё равно чувствуется утончённость и любовь. Знаете, глупо, конечно, выбирать кого-то одного – любимых художников очень много.

А если бы вы не стали художником?

Наверное, я была бы генетиком или химиком. У меня с детства была любовь и настоящий талант к естественным наукам. Это не шутка – мой учитель химии даже вызывал родителей в школу, чтобы убедить их серьёзно отнестись к моему будущему. Он буквально говорил: «Уберите у неё эту ерунду из головы. В МГУ её завтра возьмут, я уже договорился».

Ух ты!

Да уж. Но, знаете, я думаю, что тем, что мои родители всё же позволили мне стать художником, они, возможно, спасли планету. Потому что я бы наверняка изобрела какой-нибудь новый вирус… Так что всё сложилось как должно.

Авторское право на систему визуализации содержимого электронного средства массовой информации, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио и видео материалы, графические изображения и товарные знаки принадлежит ООО «Пресс Энд Партнерс». Частичное цитирование возможно исключительно при условии гиперссылки на dessertreport.ru Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на страницах электронного средства массовой информации несет рекламодатель. Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РосКомНадзор) 19 декабря 2012 года Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-52178

Copyright © 2012-2021 Dessert Report. Все права защищены.

Наверх