Что отличает русский модерн от европейского и почему «Тетральный дом» в Москве от группы компаний «Галс» впитал в себя золотое правило стиля – «изнутри наружу», где предусмотрено всё, наш специальный материал.
Текст: Александр Лесников Фото: Анастасия Хромова
ПётрI открыл окно в Европу, после Россия стремительно развивалась во всех областях науки, столица перенеслась в Санкт-Петербург, а Москва стала примерным городом с сотнями частных и доходных особняков для именитых фамилий. Перестраивался весь центр города пятикилометрового радиуса вокруг Кремля, в том числе Поварская, где сегодня расположен уникальный объект современного строительства в стиле русский модерн – «Театральный дом».
Одна из стен Театрального Дома отреставрирована в стиле русский модерн того времени
Но вернёмся на минутку в историю: середина XIX века ознаменовалась для мира множеством открытий, как в физике и промышленности в целом, так и в архитектуре. На смену многим стилям пришёл модерн. Европейские города пестрели зданиями с плавными линиями, особым внешним декором с интегрированием прошлого и настоящего искусства и передовых технологий того времени в архитектуру с отпечатком романтизма. Примером модерна для Российской империи, чей внушительный масштаб в разные периоды XIX века включал единую территорию от Финляндии до Аляски, cтали города соседних государств, среди которых Лондон, Берлин или Вена. В конце XIX века столицей модерна становится Париж, впитавший в себя лучшие технологии со всего мира. Первые эпатажные здания были спроектированы архитектором Жюлем Лавироттом, чьи фасады отличались керамическим и скульптурным оформлением, а внутренний интерьер – огромными дверьми с витражным остеклением. Из примеров – Керамический отель (Elysee-Ceramic Hotel) в 8-м округе Парижа, напоминающем шедевры, построенные другим великим архитектором – Антони Гауди, но уже в Барселоне. В модерне нет колонн. Отличительной особенностью и основной художественной идеей преодоления эклектизма стала органическая конфигурация на фасаде из скульптурных деталей флоры и фауны в дуэте с керамическим покрытием отдельных пролётов между окнами. В каждой стране модерн называли по-своему: во Франции – ар-нуво, в Германии – югендштиль, в Австрии, Чехии и Польше – сецессион. Но перевод везде один –новое искусство, молодой, современный стиль.
Мода на модерн плавно перешла и в Россию. Санкт-Петербург в основном застраивался северным модерном, а именно немецким и скандинавским. Выдающимся образцом в Москве стали проекты легендарного архитектора и декоратора Фёдора Осиповича Шехтеля, который дополнил европейский прототип неорусским стилем, как, например, Ярославский вокзал, тем самым открыв миру русский модерн – например, гостиница «Метрополь». Здания строились не снаружи вовнутрь, а изнутри наружу. Вначале продумывалось всё, что будет в здании, чтобы было удобно, и только потом – что будет снаружи. Так, внутри «Метрополь» разностилен, снаружи – русский модерн. Этот стиль всегда отличают окна – в модерне нет симметрии. Модерн играет фактурами, цветами, мозаикой на фасаде. В русском модерне, как и в европейском, по-прежнему много органических элементов, рисунков растений и животных. Модерн ещё больше начал работать сам на себя, где всё продумано до мелочей. Точечное, регулируемое освещение, которое впервые в архитектуре применил именно Шехтель. Лампы в форме медузы, плавные лестницы-волны, особняк Рябушинского на Малой Никитской тому аллегория от французского модерна. Как и дома на соседних улицах, которые построены в стиле русского модерна. После появился рациональный модерн, который с течением времени перетекает в конструктивизм, но это уже другая история. Так путешествие в Европу благодаря модерну стало возможным в пешей доступности внутри Садового кольца.
Этот стиль всегда отличают окна! В модерне нет симметрии. Модерн играет фактурами, цветами, мозайкой на фасаде
Сегодня ярким прообразом стиля русского модерна в сердце Москвы с видом из многостворчатых больших окон на шедевры архитекторов XIX века можно назвать проект «Театральный дом» от группы компаний «Галс». Парадный фасад в светлых тонах c мозаичной отделкой и фрагментами цветочных рисунков, плавные голубые карнизы в форме волн, венчающие здание, и мотивы русского модерна во внутреннем закрытом дворе. Возвращаться сюда одно удовольствие. Дом с историей на Поварской, созданный в 1893 году архитектором Николаем Струковым, вновь выглядит триумфально и помпезно. Одна из стен «Театрального дома» отреставрирована в стиле русский модерн того времени. Вспомним про одно из правил этого стиля, сказанное выше, – продумывалось всё, что будет внутри здания. В «Театральном доме» оно учтено: бесшумные лифты с дизайнерской отделкой, поднимающиеся из трёхуровневого подземного паркинга, система видеонаблюдения и контроля доступа, гарантирующая приватность и безопасность.
Возможность приобретения нестандартных апартаментов, куда можно интегрировать несколько ступенек с точечным освещением, отделяющих кухонный оркестр с окнами на восток от большой сцены гостиной с окнами на запад. Внутренние общественные зоны, отделанные мрамором и декорированные театральными афишами XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, дополняют совершенство «Театрального дома». Облик является плодом сотрудничества между группой компаний «Галс» и Государственным театральным музеем имени А. А. Бахрушина. Живя здесь, ваши дети впитают в себя всю полноту образования интеллегентного человека, которым по-настоящему будут гордиться. А близость к Патриаршим и «Москва-Сити» усилят ваши положительные эмоции при возвращении в home sweet home – «Театральный дом» на Поварской.
Контакты: Элитный жилой квартал «Театральный дом» Поварская ул., 8/1, корп. 1 Тел. отдела продаж: + 7 (495) 432-47-84