Генеральный директор Rue de Vin Антон Блинов рассказывает, как в условиях роста пошлин и рыночной нестабильности компания перестраивает ассортимент и логистику, готовясь к новым форматам работы и возможностям.И делится тонкостями бизнеса, которые будут интересны всем ценителям благородного напитка.
Здравствуйте, Антон! Rue de Vin не нуждается в представлении для экспертной публики, но для наших читателей, не знакомых с вашей деятельностью, расскажите в двух словах о вашей компании.
«Рю де Вин» – торговая компания, ориентированная на импорт европейских крепких напитков для регионального ретейла. Мы работаем преимущественно в среднем ценовом сегменте – это широкий круг потребителей.
Охарактеризуйте несколькими словами конкуренцию на этом рынке, каковы правила игры?
Конкуренция на рынке сегодня определяется тремя факторами: доступом к ликвидности, гибкостью в логистике и способностью систематически работать над ценообразованием.
Правила игры кардинально изменились с 2023 года. Если раньше конкуренция строилась на качестве и маркетинге, то сейчас выигрывает тот, кто может обеспечить стабильность поставок и запасы товара, ввезённого по старым пошлинам. Трёхкратное повышение пошлин и акциза создало новую реальность – чтобы оставаться эффективным, нужно быстро меняться. Конечно, это время новых возможностей для российских производителей, которые отработали 2024 год с рекордной прибылью.
Как ваша компания выделяется среди конкурентов?
Наше главное конкурентное преимущество – это гибкость и быстрое реагирование на изменяющиеся условия. Для нас каждый клиент как на ладони, со своими новыми потребностями и запросами. И мы всегда сохраняем эту связь с ним. По части продукта: мы предлагаем только те напитки, которые сами с удовольствием пьём, – это не просто маркетинговый слоган, а реальный принцип работы.
С какими сложностями вы столкнулись в последние несколько лет оперирования на рынке, произошли ли какие-то изменения?
При высокой ключевой ставке и почти годовой инерции цен требуется значительный запас прочности импортёров и оптовиков.
Для меня очевидна проблема с ликвидностью по всей цепочке на рынке: у производителей, у импортёров и дистрибьюторов. Проблема комплексная и касается не только нашего рынка. Кредиты стали мало кому доступны в условиях текущих ставок и условий банков. Применительно к нашему рынку нагрузка на оборотный капитал компаний выросла в два раза.
Выигрывать продолжит тот, кто будет располагать достаточными финансовыми ресурсами. Мы со своей стороны прилагаем максимум усилий, чтобы оборотного капитала хватало на поддержание всего ассортимента, на ротацию и диверсификацию. В большей степени за счёт повышения эффективности логистики. Но ограничения для возможного развития очевидны. Есть и позитивные изменения. Мы стали уделять больше внимания сегменту «средний плюс» и выше. Этот сегмент наименее пострадал и сохраняет интерес со стороны клиентов.
Насколько увеличился спрос на напитки местного урожая по сравнению с прошлыми годами, российское сухое более популярно, нежели французское?
Спрос на российское сухое действительно растёт. Надеемся, что долгосрочная политика будет стабильно взращивать и поддерживать интерес к российской продукции: не только грамотный маркетинг, но и работа над качеством.
Что касается сравнения с французскими напитками – здесь ситуация неоднозначна. Молодое поколение более открыто к российской продукции, но опытные потребители по-прежнему предпочитают проверенные европейские напитки в широком разнообразии по сортам и регионам.
Цены сильно варьируются на рынке. Назовите среднюю стоимость бутылки из вашего бизнеспортфеля.
Наш фокус – средний ценовой сегмент, поэтому средняя стоимость бутылки на полке из нашего портфеля составляет 900–1200 рублей. Это тот диапазон, где потребитель сегодня получит разумное соотношение цены и качества.
Были ли неурожаи в последние несколько лет, повлияло ли это как-то на рынок и на среднюю стоимость вашего ассортимента?
Неурожаи в европейских регионах действительно влияют на нашу работу, но не так критично, как макроэкономические факторы.
Неурожаи были одним из главных факторов повышения цен со стороны европейских производителей до 2022 года, что влияло на цену полки в России. Но последние три года большее влияние оказывают колебания курса валют и изменения пошлин. Эти факторы могут за несколько месяцев изменить стоимость ассортимента сильнее, чем любые природные катаклизмы.
Как вы смотрите на лиц, которые занимаются не только дегустацией этой продукции, но и рассматривают её в качестве инвестиции, насколько это перспективно?
В российских реалиях сухое как инвестиционный инструмент пока остаётся нишевым явлением. Основные барьеры – это ограничения на рекламу, запрет интернет-торговли и пока ещё развивающаяся культура этого напитка. Также у многих российских напитков небольшой потенциал для хранения.
Однако для ценителей премиальных брендов в России начинают складываться условия. Возможно, через десятилетия некоторые российские производители станут легендарными, и вложение в редкую бутылку окажется сопоставимо с ранней покупкой биткоина. Хотелось бы надеяться!
Думали ли вы в детстве о том, что ваша деятельность будет связана с тем, чем вы сейчас занимаетесь?
Совсем не думал, но я с детства увлекался коммерцией. Ещё в младших классах мы с другом продавали мобильные игры и настраивали интернет на телефонах для всей школы, перекачивая игры по ИК-порту и Bluetooth. В девятом классе мы начали продавать смартфоны.
Насколько большие объёмы продаж вашей продукции и есть ли тенденция роста этих объёмов?
За последние 2,5 года мы продали почти 1,5 млн бутылок. Тенденция последних лет такова, что рост в деньгах опережает рост в натуральном выражении, для которого нужно больше ликвидности.
Представьте, что жизнь сложилась иначе. Где бы вы себя видели, кроме как в этом бизнесе?
Я увлечён современными технологиями, особенно достижениями в области искусственного интеллекта. Возможно, я бы занимался разработкой технологических решений или их внедрением в традиционные отрасли.
Кстати, даже в нашем бизнесе технологии играют всё большую роль в широком спектре – от ИИ-помощников, анализа информации до быстрого создания визуала.
Поделитесь тем, что мотивирует вас каждый день двигаться вперёд и развивать свой бизнес.
Главная мотивация – это возможность завозить качественную и доступную продукцию для российских потребителей, несмотря на все вызовы. Мы буквально создаём мосты между европейскими производителями и российскими поклонниками их продукта. В нынешних условиях это серьёзный вызов.
Как вы любите проводить свободное время?
Я большой поклонник спорта и считаю его неотъемлемой частью жизни. Есть стереотип, что спорт отнимает силы, но я убеждён в обратном. Регулярная физическая активность не забирает энергию, а наоборот, высвобождает её для новых свершений и помогает держать фокус.
В холодное время года это, как правило, тренажёрный зал, плавание и иногда йога для баланса. А как только теплеет, я перехожу на открытый воздух – большой теннис и моё главное спортивное увлечение последних лет – гольф.
Что вам приносит занятие этим видом спорта?
За три года, что я занимаюсь гольфом, это увлечение не перестаёт меня удивлять. Что мне особенно в нём нравится – это уникальное сочетание нескольких важных для меня элементов: физическая активность на свежем воздухе, общение с интересными людьми и, конечно, серьёзная ментальная работа.
Вы можете не поверить, но гольф – на первый взгляд простой вид спорта – требует предельной концентрации и стратегического мышления. Техника ударов – это лишь вершина айсберга. Каждый выход на поле – это новая задача. Нужно оценить дистанцию, силу и направление ветра, рельеф, выбрать правильную клюшку и рассчитать траекторию. Это очень похоже на принятие быстрых бизнес-решений в условиях постоянно меняющихся вводных.
Кстати, мне близко сравнение гольф-полей с виноградниками, особенно с молодыми российскими предприятиями, о которых мы говорили. И то и другое требует огромных вложений, терпения и долгосрочного видения. Не получится построить чемпионское поле или вырастить великий виноградник за один год. Это работа на десятилетия, где конечный результат зависит от сотен деталей: от подготовки терруара – почвы и ландшафта – до ежедневного кропотливого ухода.
Это увлечение также подарило мне возможность применить организаторские навыки вне бизнеса. Я горжусь тем, что нам с единомышленниками удалось создать и развивать гольф-сообщество выпускников Высшей школы экономики, мы регулярно проводим мероприятия. Так что гольф для меня – это и отдых, и тренировка, и площадка для нетворкинга.
Давайте посмотрим в будущее – где вы видите себя и свой бизнес через пять лет?
Думаю, Илон Маск поспешил с прогнозом появления первого человека на Марсе через пять лет. Не прошло и полгода – и вы знаете, какая ситуация сложилась вокруг SpaceX.
Думаю, горизонт планирования сократился у всех. И дальше, чем на год вперёд я бы не заглядывал. Но если очень настаиваете – планируем всё ещё заниматься этим прекрасным напитком, а не самогоноварением.